Антология удмуртского фольклора

Антология удмуртского фольклора

На диск вошли песни в исполнении буйских удмуртов, проживающих в Куединском районе Пермского края. Песенная культура этой самобытной этнической группы уникальна. Буйские удмурты, один из немногих народов, избежавших христианизации и исламизации, до настоящего времени сохраняют древние религиозно-мифологические представления (язычество).

Золотой фонд Пермского края, аутентика, народы Пермского края, традиционный фольклор, удмурты

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Фольклор буйских удмуртов – наиболее яркое явлений традиционной культуры, сохранившееся до наших дней. Это уникальный сплав бережно сохраненных вековых форм собственного наследия и опыта соседних народов, воспринятого на новой родине. Такой сплав обусловил богатство и многогранность удмуртского фольклора. Легенды и предания, сказки и заговоры, пословицы и поговорки, лирические песни, поминальные и свадебные напевы, шуточные и плясовые – в них жизнь и история целого народа, судьба каждого человека от рождения до смерти.

Из прозаических жанров фольклора буйских удмуртов наиболее интересны многочисленные мифологические рассказы, посвященные духам природы и построек. Легенды и предания повествуют о явлениях природы, взаимодействии человека и высших сил, о божествах традиционного пантеона удмуртов: верховном боге Инмаре, его помощнике Кылчине, матери солнца Шунды-мумы. С древними религиозно-мифологическими представлениями и обрядовой практикой связаны удмуртские молитвы-прошения (куриськон), обращенные к божествам, они исполнялись жрецами во время молений и жертвоприношений. Существуют также сказки-новеллы, своеобразные притчи. Известен целый цикл сказок, главный герой которых — простоватый, но сметливый и хитрый Алдар агай. Разнообразием отличаются и малые жанры фольклора — загадки, пословицы, поговорки. В удмуртских деревнях Прикамья продолжают бытовать топонимические и исторические предания, повествующие о времени появления удмуртов на пермской земле, основании первых деревень.

Основную часть песенного фольклора составляют напевы гÿй, приуроченные к различным обрядам семейного цикла: проводам в солдаты (салдат келян гÿй), свадьбе (сюан гÿй), гостеванию (куно / кыно гÿй), похоронам и поминанию умерших (келян гÿй). Текст напева, как правило, — это цикл четверостиший, которые подбираются в зависимости от исполнителя и конкретной ситуации. Каждый куплет имеет законченную композицию. В текстах заложен глубокий смысл, раскрывающий мировоззрение народа, опирающийся на традиционные символы и образы. Мелодии обрядовых напевов уникальны. Наряду с устойчивыми обрядовыми напевами бытуют старинные напевы предков (мőйы гÿй, пересь гÿй). Отдельный жанр музыкального поэтического фольклора — лирические песни. Быстрые ритмизированные куплеты, чаще шуточные и плясовые, получали название такмак, а мелодии, на которые они исполнялись, часто называют капчи гÿй — легкий, веселый напев или эктон гÿй – плясовой напев.

Музыкальный фольклор буйских удмуртов нельзя представить без песенной традиции соседнего татарского и башкирского населения. Буйские удмурты перенимали у соседей не только мелодии, но и тексты песен, особенно популярными стали татарские и башкирские лирические песни. Современный репертуар удмуртской деревни мозаичен: наряду с традиционными удмуртскими напевами исполняются авторские песни, песни на татарском и русском языках.

До начала ХХ в. ни один деревенский праздник не обходился без скрипки, чаще всего на ней исполняли плясовые мелодии. Сейчас в удмуртских деревнях скрипка почти не встречается. Уже в конце ХIХ в. у буйских удмуртов появилась гармонь — под нее также исполняли плясовые и шуточные мелодии.

В антологии представлены тексты, раскрывающие своеобразие прозаического, поэтического и музыкального фольклора удмуртов Прикамья, они записаны от исполнителей и фольклорных ансамблей удмуртских деревень Большой Гондырь, Гожан, Союз, Кипчак и Кирга Куединского района Пермского края.




Отправить сообщение
 Отправить сообщение
Отмена
Отмена