Башкирский фольклор

Башкирский фольклор

Башкиры — один из тюркских народов России. Основная этническая территория – южное Приуралье. На Южный Урал предки современных башкир пришли в конце IX — начале X в. По переписи 2010 г. численность башкир в России составляла 1 584 554 человек, в Пермском крае — 32 730. Башкирский язык относится к тюркским языкам алтайской языковой семьи. Большинство верующих – мусульмане-сунниты. Северное башкирское племя гэйнэ проникло в Прикамье в XIII—XIV вв. Историческая территория расселения башкир — Бардымский район Пермского края. Со временем в состав гайнинцев входят булгары, древнее угорское население края, татары, а также удмурты и марийцы. В результате сложных этнокультурных процессов в этом районе сложилась этнокультурная общность — тулвинские башкиры и татары. Сегодня потомки гайнинцев считают своим родным языком татарский, а сами называют себя и башкирами (65% от жителей района), и татарами (35%).
КАМВА, аутентика, антология, золотой фонд Пермского края, фольклор, этнос, этнография, гайне

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

ВИДЕО:

  • Экспедиция к бардымским башкирам

    Фильм сделан на основе видеоматериалов экспедиции в Бардымский район Пермского края, где в 2009 году состоялась запись аутентичного фольклора пермских башкир
Южные районы Пермского Прикамья — территория традиционного расселения тюркских народов. В Бардымском районе на реке Тулва проживает особая этнографическая группа, которая до сих пор вызывает споры среди ученых, — тулвинские башкиры и татары. Этническое самосознание этого народа характеризуется двойственностью: осознанием своей принадлежности как к татарскому, так и к башкирскому этносам.

История данного «феномена» начинается с периода активного заселения Прикамских земель. Башкиры — один из тюркских народов Поволжья и Приуралья — появились в Прикамье к ХIII-ХIV вв. Северное башкирское племя гайна расселилось в поречье реки Тулва. Ко времени появления в Прикамье это племя уже было этнически неоднородным, так как имело корни западных башкирских племен и булгар, ставших предками современных татар. На берегах Тулвы в его состав вошла и часть местного древнего угорского населения. По названию племени территорию Тулвы долгое время именовали Гайнинской волостью, а ее жителей — башкирами-гайнинцами. С конца ХVI века в Тулвинском поречье поселяются татары, удмурты, марийцы, чуваши. В результате активных межэтнических процессов все они вошли в состав единой этнокультурной общности — тулвинских башкир и татар. 

Одним из самых ярких проявлений традиционной культуры башкир и татар Тулвинского поречья был и остается фольклор. Огромный пласт народного поэтического творчества составляют песни — җыр. Особенность песенного фольклора тулвинских татар и башкир, как и других тюркских народов, — циклы четырехстрочных песен-куплетов, объединенных мелодией-напевом. Порядок куплетов варьировался при каждом исполнении, создавая неповторимый «узор» народной песни. Начиная с колыбельных, песни сопровождали все события человеческой жизни. Большинство песенных текстов и напевов приурочено к семейным праздникам и обрядам: проводам в солдаты, свадьбе, гостеванию. Чрезвычайно богат песенный фольклор, сопровождавший праздничные гуляния и развлечения — плясовые, шуточные и игровые песни. Чаще всего они звучали весной, когда на больших полянах проводились кички уен — вечерние игры. Особое место в песенной поэзии занимают баиты (бәет) — сюжетные произведения лирико-эпического характера. Большинство баитов посвящено трагическим событиям, описанию гибели главного героя. Во время религиозных праздников исполняются менежеты  — тексты религиозного, исламского содержания на татарском языке.Малые жанры фольклора представлены пословицами и поговорками, закличками, загадками, обрядовыми приговорами, приметами. До сих пор бытуют произведения детского и игрового фольклора: считалки, дразнилки, формулы-приговоры, произносимые по ситуации во время игры. Известна у тулвинских татар и башкир и традиция устной прозы: мифологические рассказы о сотворении мира, исламские народные легенды, былички и бывальщины, исторические и топонимические предания еще и сегодня активно бытуют в тулвинских деревнях.

Среди музыкальных инструментов наиболее древние — небольшие детские и пастушьи дудочки — курай, выполненные из полых стеблей зонтичных растений. Достаточно древним, обычно женским инструментом, считались деревянные и железные кубызы. Еще в начале ХХ в. ни одни деревенский праздник не обходился без сельских скрипачей. На скрипке (скрипкә) исполнялись плясовые, игровые, лирические и обрядовые мелодии. В настоящее время традиция народного исполнительства на скрипке, к сожалению, утрачена. Со второй половины ХIХ в. широко распространяются гармоники: тальянка и хромка, минорка и двухрядка, вятская, казанская, саратовская и касимовская, — вот далеко не полный перечень народных названий этого инструмента. И не случайно особенностью местной традиции игры на гармони было ансамблевое исполнение на разных ее видах. Относительная простота и в то же время яркость звука и звон колокольчиков сделал необычайно любимой и популярной «вятскую» гармонь. Гармонные наигрыши сопровождали песни гостевания, частушки такмак, пляски.

Собранные в антологии тексты записаны от фольклорных ансамблей и исполнителей в деревнях Тулвинского поречья: Ишимово, Березники, Сараши, Танып, Тюндюк, Бичурино, Бардабашка, Сюзянь, Брюзли, Елпачиха, Конюково, Усть-Тунтор, Искирь Бардымского района Пермского края и дают возможность познакомиться с богатейшим наследием традиционной тюркской культуры Прикамья.

Александр Черных, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН




Отправить сообщение
 Отправить сообщение
Отмена
Отмена