
Антология башкирского фольклора
В Бардымском районе на реке Тулва проживает особая этнографическая группа – тулвинские башкиры и татары. Этническое самосознание этого народа характеризуется двойственностью: осознанием своей принадлежности, как к татарскому, так и к башкирскому этносам. Собранные в антологии тексты записаны от фольклорных ансамблей и исполнителей в деревнях Тулвинского поречья: Ишимово, Березники, Сараши, Танып, Тюндюк, Бичурино, Бардабашка, Сюзянь, Брюзли, Елпачиха, Конюково, Усть-Тунтор, Искирь Бардымского района Пермского края и дают возможность познакомиться с богатейшим наследием традиционной тюркской культуры Прикамья.
- Автор: народная музыка
- Год издания: 2009
- Исполнитель: Ансамбль д. Ишимово и Березники, Ансамбль с. Усть-Тунтор, Ансамбль с. Сараши, Ансамбль с. Сюзянь, Ансамбль д. Бичурино, Ансамбль с. Брюзли и другие
- Жанр: аутентика, фольклор
- Издатель: KAMWA
Золотой фонд Пермского края, аутентика, народы Пермского края, традиционный фольклор, башкиры
ФОТОГАЛЕРЕЯ:
Особое место в песенной поэзии занимают баиты (бәет) – сюжетные произведения лирико-эпического характера. Большинство баитов посвящено трагическим событиям, описанию гибели главного героя. Одним из самых популярных был баит «Сак-Сок», повествующий о детях, проклятых родителями. Традиция создания и исполнения баитов сохранилась до настоящего времени. Во время религиозных праздников исполняются менежеты (мөнәҗәт) – тексты религиозного содержания на татарском языке.
Так называемые малые жанры фольклора – заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки, приметы – занимают особое место в традиционной культуре и играют немалую роль в жизни каждого человека. До сих пор бытуют произведения детского и игрового фольклора: считалки, дразнилки, приговоры, произносимые во время игры. Существует у тулвинских татар и башкир традиция устной прозы: мифологические рассказы о сотворении мира, исламские народные легенды, былички и бывальщины, сказки, исторические и топонимические предания и сегодня активно бытуют в тулвинских деревнях.
Среди музыкальных инструментов наиболее древние — небольшие детские и пастушьи дудочки – курай, изготовленные из полых стеблей зонтичных растений. Достаточно древним, обычно женским, инструментом считались деревянные и железные кубызы. Еще в начале ХХ в. ни одни деревенский праздник не обходился без сельских скрипачей. На скрипке (скрипкә) исполнялись плясовые, игровые, лирические и обрядовые мелодии. В настоящее время эта традиция, к сожалению, утрачена. Со второй половины ХIХ в. широко распространяются гармони: тальянка, хромка, минорка, двухрядка, вятская, казанская, саратовская и касимовская — вот далеко не полный перечень народных названий этого инструмента. Особенностью местной традиции было ансамблевое исполнение на разных видах гармоней. Относительная простота и в то же время яркость звука и звон колокольчиков сделали необычайно любимой и популярной вятскую гармонь. Игрой на гармони сопровождали песни гостевания, частушки, пляски.
Собранные в антологии тексты записаны от исполнителей и фольклорных ансамблей в деревнях Тулвинского поречья — Ишимово, Березники, Сараши, Танып, Тюндюк, Бичурино, Бардабашка, Сюзянь, Брюзли, Елпачиха, Конюково, Усть-Тунтор, Искирь Бардымского района Пермского края. Они дают возможность познакомиться с богатейшим наследием традиционной тюркской культуры Прикамья.