Человеколось на ящере
Композиция представляет классический для пермского звериного стиля сюжет, в котором ведущая роль отводится культурному герою в головном уборе из лосиной головы, расположенном на ящере. Персонаж показан в динамичной позе, голова и ноги изображены в профиль, а туловище развернуто в фас. На его лице подчеркнуты глаз и рот, на руках пять пальцев. Человеколось стоит на полусогнутых ногах на ящере, пасть которого раскрыта, туловище вытянуто, имеются короткие лапы и хвост. По сторонам изображения находится витой кант.
VII— VIII вв. Место находки — Верхнее Прикамье, коллекция М.Н. Зеликмана. Хранится в Пермском краеведческом музее
Уникальным персонажем пермского звериного стиля является Человеколось на ящере. В мифах многих древних народов миропостроение трехъярусное. Ярусы связаны между собой мировым древом, рекой, горой, лестницей, ведущей с неба под землю, соединяющей верхний и нижние миры.
Ряд предметов пермского звериного стиля воплощает в себе подобную космогоническую модель, где нижний, подземный, мир представлен фантастическим ящером, а верхний – небесный свод – олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной мир населен героями, в образе которых сочетаются признаки и человека, и животного, и птицы. Их странствиям посвящена большая часть сюжетов пермского звериного стиля и мы наблюдаем это в сложных композициях на плакетка древнего литья.