Музей Пермский Звериный Стиль
Пермский звериный стиль
Пермский звериный стиль – это средневековое искусство металлической пластики, высокая художественная ценность и самобытность которого признаны во всем мире.
В культурном наследии Пермского края пермский звериный стиль играет особую роль, неслучайно для многих пермяков он является символом региона. И вместе с тем он остается одним из самых загадочных памятников древнего искусства. Когда и кем были изготовлены эти предметы, что означали, для чего предназначались – на эти вопросы у современных исследователей нет однозначных ответов.
Уникальны места и обстоятельства находок большинства предметов пермского звериного стиля. Многие из них были найдены ещё в XIX веке не в результате археологических раскопок, а как случайные одиночные находки или клады. Местное население Пермского края, прежде всего крестьяне, находили предметы пермского звериного стиля, занимаясь сельскохозяйственными работами или во время весенних паводков рек. Отношение к таким находкам было непростым – у кого-то они вызывали страх и стремление поскорее избавиться от них, выбросив в реку или переплавив. Для других они могли служить даже детскими игрушками, передаваясь из поколения в поколение, а потом оказывались в музее. Находки пермского звериного стиля называли «чудскими богами», так как среди населения Пермского края были распространены легенды о загадочно исчезнувшем народе Чудь. Это же название начали использовать первые коллекционеры и исследователи пермского звериного стиля во второй половине XIX века, но при этом они вводили в научные работы и свои обозначения: «изображения чудских богов», «идолы», «металлические изображения людей и животных», «бляхи», «изображения баснословных животных», «чудские образки», «шаманские изображения».
Известными коллекционерами пермского звериного стиля были — основатель Императорской археологической комиссии граф С.Г. Строганов, пермские лесничие и управляющие пермских имений Строгановых А.Е. и Ф.А. Теплоуховы, московский коллекционер П.И. Щукин. К образам пермского звериного стиля обращался в начале XX века Н.К. Рерих для создания театральных декораций и эскизов мебели. Впервые название «пермский звериный стиль» было предложено археологом и востоковедом А.В. Шмидтом в 1920-х годах.
Впервые к сюжетамзагадочных металлических изображений и их значениям обратился Ф.А. Теплоухов в работе «Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных». Автор выявил в пермском зверином стиле пять групп изображений: реальных животных и птиц; баснословных животных; птицевидных идолов; идолов в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.
Смысловая интерпретация пермского звериного стиля является одной из самых сложных проблем изучения. Очевидно, что многообразие сюжетов и образов отражает систему представлений наших далеких предков об устройстве мира и месте человека в нем. Одним из самых известных персонажей пермского звериного стиля является медведь, чаще всего в «жертвенной позе». Не менее ярким образом является парящая в полете птица. Изображение птицы, уносящей на своей груди человека, может символизировать душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.
Уникальным персонажем пермского звериного стиля является человеколось на ящере. В мифах многих древних народов миропостроениетрехъярусное, и ярусы связаны между собой мировым деревом, рекой,горой, лестницей, ведущей с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощает в себе подобную космогоническую модель, где нижний, подземный, мир представлен фантастическим ящером, а верхний – небесный свод – олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной мир населен героями, в образе которых сочетаются признаки и человека, и животного, и птицы. Их странствиям посвящена большая часть сюжетов пермского звериного стиля.
Коллекции пермского звериного стиля хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Финляндии, но основные коллекции находятся в музеях Перми и Пермского края.
Игнатьева Оксана Валерьевна
заведующая кафедрой культурологии и социально-гуманитарных
технологий ПГНИУ, кандидат исторических наук